Перси на Марсе

Дмитрий Пайсон
3 min readFeb 19, 2021

--

Около полуночи с четверга на пятницу по Москве на Марс привезли вертолет. Новый однотонный марсоход NASA Perseverance, он же Перси, мягко опустился на поверхность, передал первые снимки из окрестностей кратера Джезеро и изготовился к двухлетней исследовательской миссии. Перси сажали на поверхность как ранее марсоход Curiosity — спуская на тросах с зависшей над поверхностью планеты на реактивной тяге посадочной платформы, схема уникальная и очень зрелищная, жаль только, следить за ней собственными глазами было некому.

Отсутствие на Марсе зрителей, впрочем, не очень надолго. Мы и не заметили, как наступило будущее — в том смысле, что Марс теперь исследуют не только широким фронтом, но и создавая, по сути, международную постоянно действующую сетевую инфраструктуру. В силу особенностей устройства Солнечной системы наиболее эффективный маршрут для полета к Марсу, приуроченный к противостоянию с нашей родной планетой, открывается примерно раз в два года. Этой зимой к Красной планете последовательно пришли орбитальная миссия Объединенных Арабских эмиратов «Аль-Амаль», что означает «Надежда», первый китайский посадочный аппарат «Тянвэнь-1» («Вопросы к небу» — иероглифическая культура на сей раз породила исключительно глубокое название!), который тоже доставил на поверхность марсоход, и вот Perseverance с маленьким дроном-вертолетом Ingenuity на борту, цель которого — попробовать, получится ли летать в разреженной атмосфере Марса вообще. При этом связь при посадке обеспечивала американская станция на орбите вокруг планеты.

Основные научные задачи нового марсианина — исследование геологической истории региона, исследование теоретической пригодности условий для жизни, и возможно — поиск ее «доисторических» следов, плюс отработка разного рода технологий для будущих полетов, в том числе — и с экипажем на борту. Всего кроме вертолетика — 7 научных приборов на борту. Еще новая машина будет собирать образцы марсианских пород и оставлять их в специальных контейнерах вдоль маршрута следования. Пробы соберет и отправит на Землю отдельной ракетой другой марсоход, планируемый NASA совместно с Европейским космическим агентством (ЕКА).

Россия на Марсе тоже взаимодействует с ЕКА, и следующий совместный аппарат «ЭкзоМарс» с российской посадочной платформой и европейским марсоходом собираются запустить в конце лета-осенью следующего года. Вообще же, для порядка следует отметить, что хотя с исследованиями Марса нашей стране не везло, и ни одна советская или российская станция в системе Марса или на его поверхности толком не отработала, мы можем за собой числить некоторый приоритет по части планетной аэронавтики, потому что в 1985 г. в облаках Венеры успешно летали два советских аэростатных зонда проекта «Вега».

Отработка планетной робототехники (задержка сигнала между Землей и Марсом — около 15 минут, соответственно, планетоходы должны обладать приличной автономностью), миниатюризация и повышение надежности бортовой электроники и интеграция исследовательских программ разных стран постепенно «приближают» Марс как следующую цель экспансии человечества. Для NASA до последнего времени упоминание Марса являлось священной мантрой, которая обеспечивала выделение Конгрессом ресурсов и на околоземные, и на лунные миссии (если в конце добавлялось: «… в интересах отработки технологий для исследования и освоения Марса»). Луну планировалось осваивать посредством пилотируемой станции на окололунной орбите. Потом администрация Дональда Трампа решила, что тянуть совершенно не следует, и в 2019 г. была анонсирована программа «Артемида», имеющая целью в 2024 г. высадить на Луне «первую женщину и следующего мужчину» (чеканная формулировка — пера американских спичрайтеров). Под это дело лунные планы начали было радикально перекраивать, спрямляя дорогу к заказанной президентом пилотируемой посадке, однако политическая конъюнктура проделала своеобычный кульбит, и не далее, чем 17 февраля и.о. директора NASA Стив Юрчик заявил — сюрприз! — о том, что высадка в 2024-м больше не является «реалистической целью». Сообщество с трепетом ожидает дальнейшего переноса фокуса внимания американской космической программы на изучение Земли из космоса и борьбу с глобальным потеплением — что происходит практически всегда, когда республиканцев у кормила сменяют демократы. При этом робототехнические марсианские планы требуют ресурсов поменьше, а научную отдачу приносят весомую, так что их вроде бы никто под вопрос не ставит.

В целом же совместная работа роботов на Марсе и координация программ разных стран еще раз подтверждает: прав был прошлый директор ЕКА, когда выдвигал концепцию «Лунной деревни» — совокупности межпланетных станций разных стран, взаимодействующих друг с другом и решающих скоординированные задачи, но критично друг от друга не зависящих. В этом ключе сегодня реализуются марсианские программы, и очень может быть — по этому направлению пойдет и сотрудничество на Луне России и Китая, о чем правительства двух стран решили подписать соответствующий меморандум. Очень хочется верить, что на конструкции типа «лунной гонки» или «марсианской гонки» мы будем ссылаться чем дальше — тем реже, однако это уже, что называется, совсем другая история.

Основной релиз NASA:

https://www.nasa.gov/press-release/touchdown-nasas-mars-perseverance-rover-safely-lands-on-red-planet

Ролик с анимацией посадки:

https://www.youtube.com/watch?v=rzmd7RouGrM

--

--