О зомби и хоккейных клюшках

Дмитрий Пайсон
2 min readJan 11, 2022

--

Недавний лонгрид Ivan Kosenkov по итогам сколковского бытия “Спутникса” краем задел важный, на мой взгляд, аспект развития даже не столько “частной космонавтики”, сколько высокотехнологичного предпринимательства в целом.

Речь о “малых высокотехнологичных предприятиях”, в венчурной практике снисходительно именуемых “зомби”, — тех, которые в принципе работают, вышли на некий устойчивый плюс в балансе, но кратные “иксы” капитализации (равно как и соответствующий потенциал) не демонстрируют. Не показывают на графиках пресловутую “хоккейную клюшку”. Если взглянуть на вещи объективно, к востоку даже не от польских КПП, а и от атлантических вод такого рода предприятий среди выживших “космических частников”, как представляется, большинство (но рад буду услышать другое мнение, поскольку искать цифры долго).

В интересах общности можно представить себе некую координатную плоскость “кратность возврата инвестиций (пресловутый X) — вероятность (субъективная) достижения кратности на момент инвестирования”. В “классике” будет, кажется, некая кривая безразличия, тяготеющая к гиперболе, в реальной жизни (например, по опросам) — множество точек, тяготеющее к той же гиперболе или к диагонали. С учётом толерантности к рискам гипербола будет так или иначе смещена, но это уже вопрос более тонкого разбора.

Штука в том — и с этим приходится сталкиваться постоянно — что в реальной жизни “живые” проекты — космические, скажем осторожно, проекты — выпадают из “главной последовательности” предпочтений. У них “иксы” как у зомби, а риски — как у реальных венчуров. Поскольку про риски все всё понимают, для того, чтобы вернуться в главную последовательность, зайчики-стартаперы обычно начинают “задирать иксы”, то есть придумывать и обосновывать некие причины, по которым соответствующий стартап непременно взлетит ракетой, завоюет рынок ̶и̶ ̶о̶т̶б̶р̶о̶с̶и̶т̶ ̶о̶р̶к̶о̶в̶ ̶к̶ ̶Ч̶е̶р̶н̶ы̶м̶ ̶в̶о̶р̶о̶т̶а̶м̶ . Дальше уже — вопрос толерантности предполагаемого инвестора к рискам и его приверженности классической фэнтези. Реальная жизнь, кажется, происходит в другом углу — там, где стремительный взлет не обещают, однако и достоверность обещаемого выше. Здесь гуляют пенсионные фонды и, скажем осторожно, окологосударственные игроки, но этот угол непопулярен у евангелистов, а соответственно — не пропагандируется широко в кругах молодых и стремящихся. Что создаёт ещё одно направление отрыва потенциальных чемпионов от реальности — о чем всегда жалеешь.

Нужны инструменты и правильные слова, не только удерживающие зайчиков (ладно, не зайчиков, а гордых покорителей рынков) в пределах главной последовательности, но и мотивирующие их к работе по демонстрации инвесторам направлений снижения рисков, а не только (не столько?..) задиранию обещаемых “иксов”. А исследователей — к описанию “главной последовательности” для конкретных отраслей. Вполне себе программа…

--

--